Витрина лучших практик наставничества, которой сможет воспользоваться каждый желающий, будет создана и начнет свою работу в ближайшее время. Участники экспертной сессии, которая проводилась Центром знаний «Машук» с 2 по 5 июля, сформировали ее образ и критерии.
Более 70 представителей всех ступеней образования и молодежной политики из 20 регионов в течении трех дней разрабатывали систему сбора, оценки, верификации и продвижения лучших практик наставничества – витрины практик – которая станет основой будущего федерального методического центра по развитию института наставничества. Он откроется на базе Центра знаний «Машук» до 1 сентября этого года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.
«Центр по развитию института наставничества позволит систематизировать и масштабировать эффективные практики, сделать наставничество неотъемлемой частью образовательной системы и молодежной политики. Мы нацелены на создание такой федеральной площадки, где наставники из различных сфер смогут обмениваться опытом, переобучаться и получать методическую базу лучших инструментов для работы со своими наставляемыми», – отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
Участники сессии – представители сферы образования, молодежной политики, НКО, коммерческого сектора, реализующие свои авторские практики наставничества и эксперты экосистемы наставничества – собрались для формирования образа базы практик наставничества, в том числе на основе ожиданий педагогов-наставников и специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием детей и подростков. Критерии, которые были выделены: масштабируемость и возможность трансляции опыта на разные уровни и сферы социального взаимодействия, актуальность проблемы, которую планируется решать с помощью инструментов наставничества, доступность описания, экспертная оценка наставников и оценка благополучателей практики.
«Сегодня развитие института наставничества — это одна из ключевых тематик и направлений в части развития человеческого капитала в нашей стране. Оно важно на всех этапах жизненного пути каждого человека. Механизмы наставничества в любой сфере на самом деле похожи – это передача опыта, колоссальное воспитывающее воздействие, социализация и поддержка. В современном мире очень полезно общаться с тем, кто опытнее, кто профессиональнее тебя, учиться у лучших, получать от них обратную связь», – подчеркнул эксперт мероприятия, проректор МИСИС Григорий Ревняков.
Участники сессии прошли конкурсный отбор, в рамках которого представили свои практики наставничества. Итоги отбора показали, что самые актуальные из них решают проблемы адаптации молодых педагогов в школе, содействуют в патриотическом воспитании молодежи, помогают в работе с детьми в группе риска, решают вопросы развития компетенций и усиления межпоколенческих связей.
Большой упор проектной работы был направлен на конструирование запросов и пожеланий к базе практик наставничества и механизма её публичного представления. Участники описали механику оценки практик для включения в базу, сформулировали регламент обновления, дополнения базы её использования в деятельности наставников.
Отдельным важным аспектом в создании онлайн-витрины практик наставничества участники отметили возможность обратной связи от пользователей-гостей: наличие канала коммуникации с командой, разработавшей практику, возможность задать уточняющие вопросы и при поддержке авторов практики адаптировать и внедрить её для наставников, вдохновляющихся и повышающих свои компетенции.