В Центре знаний «Машук» уже в третий раз состоялась Стратегическая сессия «Учитель для Росатома. Физики». Мероприятие организовано Концерном «Росэнергоатом» в сотрудничестве с Центром знаний «Машук» и при участии Технической академии Росатома и Корпоративной Академии Росатома. На площадке Центра знаний собрались 160 участников из 30 городов России, чтобы обсудить важнейшие задачи по повышению интереса к физике у школьников, привлечению и удержанию учителей в школах атомных городов, в том числе молодых педагогов.
Ежегодная Стратегическая сессия – часть обширной отраслевой программы «Учитель для Росатома». В течение последних лет Концерн «Росэнергоатом» ведет активную работу с сообществом учителей физики и представителями педагогических вузов с целью повышения интереса к дисциплине «Физика» в школах атомных городов и поддержки учителей.
Проведение мероприятия для учителей во всероссийском Центре знаний «Машук» в Пятигорске уже стало традицией. А весной этого года при поддержке Концерна «Росэнергоатом» здесь была открыта брендированная аудитория Росатома.
Сегодня в фокусе внимания Концерна такие актуальные вопросы, как невысокий процент учеников, выбирающих ЕГЭ по физике, дефицит учителей в школах атомных городов, в особенно молодых педагогов. В 7 из 12 городов присутствия АЭС укомплектованность школ персоналом – ниже 85%, а доля педагогов в возрасте 55 лет и старше в большинстве городов составляет более 46%.
Для того чтобы найти лучшие пути решения таких задач, как повышение качества преподавания дисциплины «Физика», обмен опытом и лучшими практиками, налаживание стратегического взаимодействия между руководством школ и руководителями педагогических вузов, продвижение HR-бренда Концерна «Росэнергоатом» в этом году к мероприятию присоединилось беспрецедентное количество участников от Билибино до Энергодара. В их числе – руководители и эксперты Концерна «Росэнергоатом» и Корпоративной Академии Росатома, учителя физики из всех городов присутствия АЭС, участники программы обучения «Учитель для Росатома», директора школ, представители управлений образования, профильных институтов педагогических вузов, вузов-партнеров Концерна из ИГЭУ, ТПУ, ИАТЭ, НИЯУ МИФИ, а также ведущие эксперты в области науки и образования.
«Физика – основа технологического суверенитета, а качественное преподавание физики – залог будущего страны. Современные вызовы требуют постоянного обновления знаний и методик преподавания. «Учитель для Росатома» – уникальная программа, помогающая учителям-физикам повысить квалификацию, получить новые знания и навыки от лучших экспертов Центра знаний «Машук». Вкладывая в учителей-физиков, мы инвестируем в будущее страны, воспитываем новое поколение талантливых ученых и инженеров, и наш Центр горд быть частью этой большой работы», – подчеркнул генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
Об обеспечении кадрового потенциала Электроэнергетического дивизиона Росатома участникам сессии рассказал директор по персоналу и социальной политике Концерна «Росэнергоатом» Сергей Гудин: «На текущий момент суммарная потребность предприятий Концерна «Росэнергоатом» в персонале до 2035 года составляет более 100 тыс. человек. И уже сегодня мы понимаем, что обеспечить эту потребность возможно в основном за счет таких источников комплектования, как выпускники вузов и ссузов, спецрезерв, персонал блоков, выводимых из эксплуатации и др. У нас есть опыт привлечения молодых специалистов, мы активно работаем с 14 ключевыми вузами и выполняем планы по набору выпускников. При этом нам необходимо нарастить прием молодых работников практически в 2 раза и принимать в среднем 1 600 человек в год. Для обеспечения устойчивого притока молодежи и закрепления их на рабочих местах одной поддержки вузов недостаточно, важна также комплексная работа со школьниками и учителями атомных городов, ранняя профориентация». Сергей Гудин также отметил, что системная работа, которую Концерн «Росэнергоатом» второй год ведет вместе с учителями школ атомных городов, представителями педагогических вузов и вузов-партнеров уже начинает давать свои плоды: наметилась положительная динамика в количестве выбирающих ЕГЭ по физике. Средний балл ЕГЭ по физике в 2024 году составил 63,21, что выше прошлогодних показателей (54,85). До 30% увеличилась доля учеников, набравших более 60 баллов ЕГЭ по физике, а также число 100-балльников в этом году достигло рекорда – 769 человек по сравнению со 190 в 2023 году.
Руководитель проекта Управления развития корпоративной культуры Концерна «Росэнергоатом» и организатор мероприятия Ольга Кононова представила программы поддержки учителей, которые реализует Концерн «Росэнергоатом»: «Уже второй год действует дивизиональная программа поддержки учителей физики и студентов педагогических вузов по дисциплине «Физика» из регионов присутствия Концерна «Росэнергоатом».Важным мероприятием программы является трудоустройство студентов педагогических вузов по дисциплине «Физика» в школы городов присутствия атомных станций. Им оказывается помощь в трудоустройстве в пристанционных городах, а также материальная поддержка. В прошлом году по программе были трудоустроены четыре молодых учителя: один – в Нововоронеже, один – в Курчатове и два – в Балаково. Молодым педагогам также оказывается помощь в приобретении собственного жилья».
В течение четырех дней Стратегической сессии, помимо выступлений ведущих экспертов в области науки и образования, мастер-классов по применению искусственного интеллекта и игровых технологий в образовании, профилактике профессионального выгорания, участники мероприятия были активно вовлечены в практическую работу. В рамках уникальной активности «Практика практик» учителя городов присутствия Росатома провели открытые уроки, представив аудитории свои лучшие педагогические практики. К примеру, это графические задачи по молекулярной физике, подготовка учащихся к исследовательской деятельности, урок с демонстрацией «Цифровой лаборатории по физике», урок-профпроба с раскрытием профориентационного потенциала, приемы мнемотехники в преподавании математики, формирование 4К-компетенций средствами физического эксперимента и др.
В рамках групповой работы участники обсудили собственные инициативы по трем направлениям: «Привлечение учителей в школы», «Повышение популярности ЕГЭ по физике» и обучающий модуль в рамках программы «Учитель для Росатома» и представили результаты своей работы руководителям и экспертам Концерна «Росэнергоатом» и Корпоративной Академии Росатома. В их числе – чат-бот для школьников, позволяющий систематизировать свои достижения в учебе и обменивать их бонусы, проекты по внеклассным мероприятиям и ранней профориентации, аналитика проекта «Физика сейчас», технологические карты уроков по физике. Все проекты получили обратную связь и в дальнейшем будут рассмотрены для реализации.
Подводя итоги мероприятия, руководитель проекта Управления развития корпоративной культуры Концерна «Росэнергоатом» Елена Русакова поблагодарила участников за активную работу на Стратегической сессии и рассказала о мерах поддержки учителей, студентов и преподавателей вузов в этом году: «Еще 3 года назад наша Стратегическая сессия начиналась с 50 участников, сегодня вас уже в 3 раза больше, что говорит о большом желании вместе популяризировать физику в атомных городах, повышать качество образования и выращивать новые поколения инженеров для предприятий Росатома и Концерна. Наше сотрудничество продолжается и расширяется, а ваши проекты, практики и предложения, представленные на мероприятии – яркое тому подтверждение. Приглашаю вас принять участие в конкурсе «Учитель для Росатома. Физики», который в этом году пройдет с сентября по декабрь. Также за лучшие инициативы, направленные на повышение интереса к физике и качества преподавания, мы планируем снова выплатить стипендии студентам педагогических вузов в размере 100 тыс. руб. и премии преподавателям вузов в размере 200 тыс. руб.».
Стратегическая сессия завершилась вручением сертификатов всем участникам и обзорной экскурсией по городу Пятигорску.